Загрузка...

Доступ к обновлениям

shutterstock_247753411Или почему модное слово mindfulness превратилось в форму без содержания. Самый главный недостаток популярных практик mindfulness-медитаций — их оторванность от этической составляющей. Когда буддийские монахи медитируют, они точно знают, для чего это делается. Они хотят стать частью всего мира и, соответственно, сделаться более сострадательными. Повышение концентрации им нужно для того, чтобы следить за движениями души и не допускать скверных поступков. И все это неотделимо от их религии. Удалив религиозно-этическую составляющую из медитаций, современные «учителя» предлагают просто избавление от стресса и беспокойства, улучшение общего самочувствия и повышение работоспособности.

Все это, бесспорно, очень симпатичные достижения, но какова их конечная цель, и есть ли она вообще? И тут выясняется, что при внимательном ознакомлении с описаниями результатов многочисленных mindfulness-практик конечной цели-то и нет — это если принимать за нее некий высокий мировоззренческий идеал. Да, вы научитесь отсекать лишние мысли. Но природа пустоты не терпит; и вы точно знаете, что вам найдется, чем заполнить освободившееся от сиюминутных мелькающих соображений пространство? Вы сумеете сконцентрироваться, но на чем?

На самом деле, как выясняется, буддийские практики без буддизма ведут не к просветлению, а к обыкновенному нарциссизму. Об этом уже не первый год предупреждают осторожные ученые, пытаясь объяснить, что созерцание собственного пупа без четкого представления о высокой цели приводит к зацикливанию на себе и своих ощущениях.

Сами буддисты различают правильную (samma sati) и неправильную осознанность (micch sati). Это зависит от того, на чем сосредоточено внимание, — то есть в конечном счете неотделимо от этики.

Буддийский монах Бхикху Бодхи предупреждал: «При отсутствии резкой социальной критики буддийские практики могут быть легко использованы для оправдания и стабилизации статус-кво и станут подкреплением потребительского капитализма».

Существует опасность и более конкретная. Как выяснилось, подобные медитации показаны далеко не всем и могут не просто отрицательно повлиять на здоровье и мироощущение, но и буквально разрушить жизнь. Особенно это касается людей, переживших какую-либо душевную травму — когда они удаляют из сознания сиюминутные мысли (природа не терпит пустоты!), туда может ворваться глубоко запрятанная боль, и это может стать трагедией и даже повредить рассудок.

Как рассказывает журналист The Guardian Даун Фостер, есть люди, которые после увлечения подобными медитациями были вынуждены долго восстанавливать свое душевное и физическое здоровье — иногда десятилетиями.

А если вспомнить, что рынок mindfulness-практик очень привлекателен и множество компаний-однодневок на скорую руку обучают новых тренеров, то становится совсем тоскливо. Занятия с такими еле подготовленными наставниками могут навредить и здоровому человеку.

Психологи Мигель Фариас и Кэтрин Вилкольм напоминают, что цель медитации в буддизме — не сделать человека счастливее, а радикально изменить наше восприятие мира. Учитывая это, неудивительно, что некоторые люди будут испытывать беспокойство и депрессию.

Однако, как и мелкий шрифт на лекарствах, эти «побочные эффекты» не принимаются во внимание теми, кто продвигает эти практики. Вся шумиха вокруг положительного влияния mindfulness-медитаций на здоровье тоже, оказывается, высосана из пальца — как только ученые пытаются подкрепить эти утверждения серьезными экспериментами, у них ничего не получается. Не снижают эти занятия уровня стресса и не способны избавить от беспокойства и депрессии не только всех, но даже хотя бы большинство испытуемых.

И наконец, как правильно недоумевает доктор философии и профессор маркетинга в Университете Райса Утпал Долакия: если mindfulness-бизнес настолько развит, почему все продолжают вести себя так бездумно?

По статье Екатерины Новгородовой.

Источник: AdIndex

10 Окт 2018 г.

Написать комментарий