Загрузка...

Доступ к обновлениям

Подготавливаем ребенкакнига и ребенок к чтению.
Большинство людей знает, что невероятно важно читать детям книги. Через книги дети познают мир, делают разные открытия. В сказках и рассказах заложено множество смыслов, которые открываются ребенку постепенно, по мере его взросления. Читая детям, мы закладываем основу знаний, прививаем любовь к книгам, показываем, как много книга может дать и как правильно ею пользоваться, чтобы эти знания получить. Ниже приведем некоторые навыки, которые малыш может получить через чтение вместе со взрослым.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ

Сегодня общество требует, чтобы ребенок учился читать все раньше и раньше. Но обучение чтению — сложный процесс, который требует одновременного использования многих навыков. Эти навыки появляются постепенно и не в один день. Некоторым из них ребенка специально никто не учит, а некоторые из них  развиваются естественным путем, сами собой. Каждый ребенок уникален, значит, каждый ребенок учится читать по-разному. Но я бы никогда не рекомендовала  мучить годовалых детей карточками или программами для обучения чтению (да, некоторые мамы делают это)! Исследования показали, что младенцы и малыши не могут учиться читать. Многие выдающиеся ученые давно доказали это. В нашей стране таким ученым был Л.С. Выготский, который много писал об этом. Он так же говорил, что нельзя «перескакивать» навыки и умения, ребенок учится разной деятельности в определенной последовательности и нельзя ее нарушать. Возьмем самый очевидный пример: прежде чем встать на ноги, ребенок учится сидеть и никак не наоборот!  Эти знания являются основополагающими. Многие родители бьются над этим не понимая, почему не получается, но всему свое время, так задумано природой, в наших силах только облегчить и немного ускорить этот процесс.

дети и книга

Читаем детям

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ ПЕЧАТИ

Прежде чем начать читать, важно знать, этот процесс “построен”. Совокупность этих знаний, называется концепция печати и является основой для чтения и письма. Когда мы овладеваем этими навыками, то редко обращаем внимание на эти ключевые понятия, потому что они для нас очевидны, в какой-то момент своего развития мы все должны были узнать их. Эти понятия связаны с пространственной ориентацией  при чтении книг. То есть, первым этапом мы узнаем, что книгу надо смотреть слева направо и сверху вниз. Нам показывают пространственное расположение в истории начала и конца, какая картинка первая, а какая последняя.

 

ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Когда вы читаете ребенку книги, у него развивается фонологическая осведомленность. Ваш ребенок должен усвоить, что слова состоят из более мелких звуков, называемых фонемами. Конечно, он не знает как это все называется, он овладевает этим на интуитивном уровне. Это понимание приводит к развитию языка, ребенок учится сочетать фонемы, говорить слова и в конце концов предложения. Но фонологическая осведомленность не ограничивается развитием речи, она является также одним из важнейших навыков для чтения и письма. Чтение и письмо требует от нас знание системы символов для представления этих фонем (так называемый алфавит) и фонетических правил, которые им соответствуют. Чтение и письмо требует (среди прочего) изучение алфавита, сегментации фонем. Поэтому фонологическая осведомленность является важным элементом. Чтение вслух является прекрасной платформой для обучения фонологической осведомленности, потому что ваш ребенок подвергается воздействию различных звуков (разные люди произносят их по-разному, и за этим следует разнообразие фонем), слышит больше слов, которые не встречает в повседневной жизни, узнает, что слова могут рифмоваться и многое другое. Например, если отдельно произнести «д», «о», «м», то можно сложить из них «дом». Очень интересно и увлекательно этот процесс показан в книге К.И.Чуковского «От двух до пяти»

книга и ребенок

Читаем детям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОТИВАЦИЯ К ЧТЕНИЮ

Если ваш малыш любит «читать», поздравляем, вы даете ему один из важнейших подготовительных навыков чтения: мотивацию к чтению. Всем известно, что дети учатся успешнее и быстрее, если мотивированы. Я не имею в виду внешнюю мотивацию, например, стикер или смайлик на холодильнике за прочитанную книгу, я говорю исключительно про внутреннюю мотивацию. Если ребенку нравятся книги, то он будет стремиться научиться читать их сам. Вы можете создать позитивные ассоциации с чтением, выбирая истории, которые будут соответствовать интересам вашего ребенка, и которые нравятся вам — вы будете читать их с воодушевлением и радостью. Когда я стала мамой первый раз, то думала, что надо строго следовать правилам: ребенок должен, обязан, знать книги про колобка, стихи Барто, наизусть Цокотуху и многие другие. Как я ошибалась! Я не говорю, что их не надо знать вообще, нет, это замечательные произведения! дело в другом. Если ту же Цокотуху вы читаете с ребенком и дружно зеваете — вы мучаете и себя и ребенка! Уберите ее! Возьмите то, что будет интересно в данный момент, а «муха» как-нибудь потом!

книга и дети

Читаем детям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА

Когда ребенок взаимодействует с миром, он учится владеть родным языком. Дошкольники не знают ни падежей ни склонений, но употребляют их правильно, интуитивно. Поэтому очень важно, чтобы с ним говорили регулярно и на разные темы. Чтение является отличным способом развить чувство языка, потому что оно может привести ребенка к более широкому кругу лексики и более сложным грамматическим структурам, чем вы обычно используете дома.

ОДНОЗНАЧНОЕ СООТВЕТСТВИЕ

Взаимооднозначное соответствие — это способность сопоставлять один объект с другим. Этот навык является важнейшей предпосылкой для обучения чтению. Если вы введете в любой интернет-поисковик «взаимооднозначное соответствие», то получите список сайтов про математические действия. Но этот навык необходим и при обучении чтения. Потому что чтение требует понимания того, что одно произнесенное слово, то есть его звуковая форма представляет одно написанное слово (образ слова), иногда это умение называют печатно-голосовой связью. Вы можете развивать это понятие проводя пальцем под словами, когда читаете вслух. Это простое действие демонстрирует соответствие печатного слова с его звуковой формой и создает основу для взаимооднозначного соответствия.

Это лишь пять из многих навыков, которыми ребенок может овладеть, когда вы ему читаете. Я призываю вас придавать больше значения чтению в повседневной жизни вашего ребенка. Это могут быть книги, читаемые перед сном, или регулярные походы в библиотеку. Сделайте книги доступными для вашего ребенка: поместите их в контейнеры, до которых легко добраться в любое время. Чем больше книг и их разнообразия, тем больше шансов, что ваш ребенок будет читать их.

Приятного вам чтения!

книга и дети

Приятного чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 Янв 2017 г.

Написать комментарий